Народная Опера - Голымба
Ой, Голымба ты, голымбушка моя, / 1 раз/
(далее каждая строчка повторяется по 2 раза)
У Голымбы ни кола и не двора,
У Голымбы только горенка одна,
У Голымбы столбы точенные,
Как у ночи поволоченные,
Середи двора бел-горюч камень лежит,
Из-под камушка быстра речушка бежит,
А по речушке суденышко плывет,
А в суденышке немножечко людей,
Того-сего только семь человек,
А восьмой-то атаманушка,
А девятый есаулушка,
А десятый — разудалый молодец,
Он по суденцу похаживает,
Калену стрелу налаживает,
Хочет-хочет серу утицу бить,
У ворот девка стояла с молодцом,
Красавица говорила с удальцом,
Перестань, друг, во компаньицу ходить,
Перестань, друг, пусты речи говорить,
Все пустые, невольные словеса,
Доставалася старому красота,
А старой муж недогадливый был,
Он не хаживал на улицу гулять,
И меня младу не пущивал,
А как пустит, все вослед за мной идет.
Ой, Голымба ты, голымбушка моя. /1раз/
Попытаемся прояснить символику этого произведения с точки зрения традиционной культуры.
Кто и что есть «Голымба»?
Так получается, что слово это совмещает в себе различные, на первый взгляд, даже противоречивые значения. С одной стороны: голый, голодный, обездоленный, бездомный, гонимый. С другой стороны: великий, сильный, определяющий (голем, голова, амбал, амба), чистый, истинный (голимая правда), подвижный (голь перекатная).1,2,3
Это может быть и молодец-удалец, который еще не успел обзавестись своим хозяйством, и считается голым, но он же является опорой для продолжения рода и мира.
Интересно слово «глыба», очень сходного с «голымбой» и по звучанию и, очевидно, по значению (слова с происхождением от единого праславянского языка-основы4).
Итак, глыба — что-то большое, крепкое (глыба-человечище) и одновременно осколок от чего-то цельного.1
Приступим к последовательному рассмотрению текста песни.
Изначально не было ничего, кроме самого Голымбы (духовная основа мира, разлитая сила). — «У Голымбы ни кола, ни двора».
Есть «горенка» — возможность для горение — воспламенения духа, направления силы и когда произошло возгорание («большой взрыв»?), началось движение духа и силы в сторону появления материальной — телесной жизни.
«У Голымбы столбы точенные, как у ночи поволоченные» — в этой метафоре можно увидеть зарождение противоположностей: дневного, ясно очерченного, твердого, мужского (столбы точеные) и ночного, разлитого, затемненного, женского (у ночи поволоченные).
Из противоположностей появляется материальный мир — Двор. Посреди Мира — Бел-Горюч Камень (Алатырь-камень, Кип-камень), — олицетворение Солнца и стихии Огня, дающих тепло и энергию для этого мира. «Под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы той конца нет» (А. Афанасьев)5. Кстати, двор с камнем посредине — древний земледельческий символ плодородия6.
Из соединения мужского и женского, при наличии силы, появляется Жизнь — «речушка». Прилагательное «быстра» указывает на то, что движение — непременное условие жизни, а жизнь молодая быстро бежит. ...
Версия для печати
(далее каждая строчка повторяется по 2 раза)
У Голымбы ни кола и не двора,
У Голымбы только горенка одна,
У Голымбы столбы точенные,
Как у ночи поволоченные,
Середи двора бел-горюч камень лежит,
Из-под камушка быстра речушка бежит,
А по речушке суденышко плывет,
А в суденышке немножечко людей,
Того-сего только семь человек,
А восьмой-то атаманушка,
А девятый есаулушка,
А десятый — разудалый молодец,
Он по суденцу похаживает,
Калену стрелу налаживает,
Хочет-хочет серу утицу бить,
У ворот девка стояла с молодцом,
Красавица говорила с удальцом,
Перестань, друг, во компаньицу ходить,
Перестань, друг, пусты речи говорить,
Все пустые, невольные словеса,
Доставалася старому красота,
А старой муж недогадливый был,
Он не хаживал на улицу гулять,
И меня младу не пущивал,
А как пустит, все вослед за мной идет.
Ой, Голымба ты, голымбушка моя. /1раз/
Попытаемся прояснить символику этого произведения с точки зрения традиционной культуры.
Кто и что есть «Голымба»?
Так получается, что слово это совмещает в себе различные, на первый взгляд, даже противоречивые значения. С одной стороны: голый, голодный, обездоленный, бездомный, гонимый. С другой стороны: великий, сильный, определяющий (голем, голова, амбал, амба), чистый, истинный (голимая правда), подвижный (голь перекатная).1,2,3
Это может быть и молодец-удалец, который еще не успел обзавестись своим хозяйством, и считается голым, но он же является опорой для продолжения рода и мира.
Интересно слово «глыба», очень сходного с «голымбой» и по звучанию и, очевидно, по значению (слова с происхождением от единого праславянского языка-основы4).
Итак, глыба — что-то большое, крепкое (глыба-человечище) и одновременно осколок от чего-то цельного.1
Приступим к последовательному рассмотрению текста песни.
Изначально не было ничего, кроме самого Голымбы (духовная основа мира, разлитая сила). — «У Голымбы ни кола, ни двора».
Есть «горенка» — возможность для горение — воспламенения духа, направления силы и когда произошло возгорание («большой взрыв»?), началось движение духа и силы в сторону появления материальной — телесной жизни.
«У Голымбы столбы точенные, как у ночи поволоченные» — в этой метафоре можно увидеть зарождение противоположностей: дневного, ясно очерченного, твердого, мужского (столбы точеные) и ночного, разлитого, затемненного, женского (у ночи поволоченные).
Из противоположностей появляется материальный мир — Двор. Посреди Мира — Бел-Горюч Камень (Алатырь-камень, Кип-камень), — олицетворение Солнца и стихии Огня, дающих тепло и энергию для этого мира. «Под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы той конца нет» (А. Афанасьев)5. Кстати, двор с камнем посредине — древний земледельческий символ плодородия6.
Из соединения мужского и женского, при наличии силы, появляется Жизнь — «речушка». Прилагательное «быстра» указывает на то, что движение — непременное условие жизни, а жизнь молодая быстро бежит. ...
Версия для печати
- Анонимно 9.12.2023 04:300
- Ответить
- Жалоба
Ещё тексты песен